Пользовательского поиска

Wellcome








Главная
Английская литературы
Монархи Британии
Знаменитости
Культура

Гостевая
Написать нам
Полезные ссылки
Кухня Великобритании







На протяжении XVI в. в культуре Англии отчетливо прослеживается возрастающее влияние ренессансных веяний, связанных с распространением идей гуманизма. В стране активно действовала многочисленная и влиятельная группа писателей-гуманистов, образованных филологов, создавших на основе античного наследия собственные шедевры общественно-политической мысли и художественной литературы, которые оказали глубокое влияние на развитие духовной культуры.

Распространению идей гуманизма способствовало книгопечатание: в 1476 г. Уильям Кэкстон основал первую английскую типографию, в 1478 и 1480 гг. были открыты типографии в Оксфорде, Сент-Ольбансе и Лондоне. За последнюю четверть XV в. в английских типографиях было издано около 400 книг: “Кентерберийские рассказы” Чосера, чосеровский перевод Боэция, переводы “Метаморфоз” Овидия, компиляции из сочинений Вергилия и Боккаччо, роман Мэлори “Смерть Артура”, сочинения по истории и риторике. Ранними центрами гуманизма в Англии стали университеты в Оксфорде и Кембридже. К группе оксфордских ученых примыкал Томас Мор и его друг Эразм Роттердамский, неоднократно посещавший Англию. Оксфордские гуманисты настойчиво содействовали изучению древнегреческого языка. Аристотель и Платон, Гомер и Софокл получали в их ярких лекциях совершенно новое, светское, гуманистическое толкование. Идеи итальянских неоплатоников, их попытки связать новую гуманистическую систему знаний с традициями христианской религии оказали влияние на английских гуманистов. Томас Мор был горячим поклонником Джованни Пико делла Мирандола, особенно его сочинений по этике, Уже на раннем этапе английский гуманизм составлял неотъемлемую часть общеевропейского Ренессанса. Важную роль в борьбе английских гуманистов против схоластов сыграло издание Эразмом исправленного греческого текста Нового завета с переводом на латинский и тщательным филологическим и историческим комментарием. Этот труд положил начало историческому изучению Библии.

Для английского гуманизма XVI в. характерен интерес к социально-политическим проблемам, что особенно ярко проявилось в творчестве Томаса Мора. Слава Мора как гениального мыслителя эпохи Возрождения неразрывно связана с судьбой его “Золотой книжечки о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”, изданной в Лувене в 1516 г. В “Утопии” ренессансная общественная мысль достигает своей вершины в осмыслении проблемы социальной справедливости. Мор рассказал об ужасающих народных бедствиях, обрушившихся на Англию в результате знаменитых огораживании. Социальному неравенству феодального общества Мор противопоставил свой идеал общественного строя без частной собственности. Идеальное государство утопийцев, где нет праздных, но все заняты общественно полезным трудом по шесть часов в день, обеспечивающим всеобщий достаток, делает возможным осуществление коммунистического принципа распределения материальных благ по потребности, является разумным и справедливым. В “Утопии” Мор рационалистически обосновывает коммунистический идеал как наилучшую форму человеческого общежития. Государство, основанное на господстве частной собственности, для автора “Утопии” — некий “заговор богатых” против лучшей части общества —тех, кто трудится. Несомненная связь коммунистического идеала “Утопии” с процессом зарождения раннекапиталистических отношений — важнейшее своеобразие идеи Томаса Мора, позволяющее рассматривать его как оригинального мыслителя, одного из родоначальников утопического коммунизма.

Отношение гуманистов к Реформации не было однозначным: по мере развития реформационного движения в Англии они сближались не только с католицизмом. При всей общности черт светского гуманистического мировоззрения английский гуманизм стал основой для выражения разных, нередко прямо противоположных, социально-политических идей: от радикальных антифеодальных в “Утопии” Мора до умеренных буржуазно- дворянских в трактатах Т. Старки и Т. Элиота и откровенно реакционных феодально-охранительных в сочинении Р. Пола “В защиту единства церкви”. Исторический и политический опыт народных движений, связанных” с Реформацией, побуждал гуманистов переоценивать идеалы предреформационной поры с их верой в разумное переустройство общества на началах справедливости и равенства. В частности, друг Мора Т. Элиот в политическом трактате “Правитель” (1533 г.) решительно полемизировал с идеей справедливости как общего блага, положенной в основу “Утопиям Т. Элиот считал, что термин “res publica” следует понимать как общественное достояние, что вовсе не подразумевает общее благо. Те, кто ошибочно понимает под идеей общности равенство без различия сословий, руководствуются скорее чувством, нежели благоразумием. Равенство — мать хаоса, оно противоречит социальному порядку. Во имя поддержания социального порядка плебсом должны управлять более разумные элементы общества.

С конца 30-х годов XVI в. в Англии выходит большое количество политических трактатов и памфлетов, прославлявших абсолютистское государство. Наиболее яркие сочинения такого рода написаны гуманистами Т. Старки, Д. Чиком, Р. Морисоном — приверженцами абсолютизма, выражавшими интересы буржуазии и нового дворянства. Единственной гарантией соблюдения свобод и прав подданных, способной обеспечить процветание страны и предотвратить народные мятежи, угрожавшие праву собственности и благосостоянию нации, им представлялось безоговорочное повиновение властям. В полном соответствии с официальной абсолютистской идеологией Тюдоров Элиот, Старки и другие гуманисты оправдывали законность и целесообразность репрессий против любого нарушения существующего общественного порядка. Столь явное перемещение акцентов от реформ к репрессиям в политических сочинениях гуманистов заметно уже в начале 20-х годов. Именно эта тенденция свойственна идеологии английского общества периода Реформации, когда наблюдается увлечение Сенокой и стоиками. Проповедь социального равенства теперь решительно осуждалась гуманистами как опасное проявление неразумной страсти. В политических концепциях гуманистов реформационной эпохи идея подчинения личности властям становится преобладающей. Тогдашние политики определенно ассоциировали религиозные социальные перевороты с Реформацией. Гуманисты, в частности, связывали социально-политическую трансформацию европейского общества с радикальными учениями анабаптизма, отстаивая свои представления о стабильности политического порядка.

Существенным компонентом культуры XVI в. была гуманистическая историография тюдоровской Англии. Фундаментальный труд Полидора Вергилия (1470—1555) “Английская история” (1533 г.), написанный по заказу двора, значительно повлиял на тогдашних английских историков, История в этом сочинении изображается как результат деятельности королей, одержимых жаждой власти. Несмотря на официальный характер произведения Вергилия, в нем содержатся яркие сведения, существенно дополняющие картину социальной истории Англии, отразившуюся в других источниках XVI в., например в “Утопии” Мора. Вергилий обусловливал ход истории взаимодействием двух факторов — неизменностью человеческой природы и страстей, управляющих действиями людей, и изменчивостью фортуны. Но историк воспроизводит и картину социальных потрясений, поразивших страну в связи с огораживаниями.

О зарождении национального самосознания и все возраставшего интереса к истории своей страны свидетельствует появление исторических сочинений, написанных людьми незнатными: “Новая хроника Англии и Франции” лондонского суконщика и шерифа Роберта Фабиана выдержала пять изданий с 1502 по 1559 г., хроника лондонского юриста Эдуарда Холла “Соединение двух благородных и славных домов Ланкастеров и Йорков” (1548 г.) существенно дополнила труд Иолидора Вергилия. Труд Холла стал одним из источников “Истории Генриха VII” Френсиса Бэкона. Во второй половине XVI в. большой популярностью в Англии пользовался труд сына лондонского портного Джона Стоу (1525—1605) “Свод, английских хроник” (1565 г.). Стоу широко заимствовал материалы из сочинений своих предшественников, особенно из книги Джона Линдэла — королевского антиквара, издавшего в 1546 г. подробное описание Англия и ее исторических достопримечательностей. Из публикации Линдэла много почерпнул также и священник Холиншед — самый популярный историк своего времени, автор обширного свода хроник и антикварно-топографических описаний, составивший большой коллективный труд “Хроника Англии, Шотландии и Ирландии” (1577 г.), явившийся важной вехой в развитии английской историографии. Холиншед был очень близок к идеологии пуританства.

В 1572 г. по инициативе Мэтью Паркера было организовано общество антиквариев для изучения английской истории и древностей, так называемая Академия, с которой связаны имена выдающихся представителей английской исторической школы эпохи Возрождения — У. Кэмдена и Ф. Бэкона. У. Кэмдену (1551—1623) принадлежит двухтомный труд “Анналы царствования королевы Елизаветы” на латинском языке (1615— 1625 гг.). Создание общества антиквариев в какой-то мере восполнило недостатки тогдашней университетской системы образования, в которой отсутствовало преподавание истории. В двух крупнейших университетах Англии — Оксфорде и Кембридже — в XVI в. сохранялась традиционная система высшего образования, основанная на изучении теологии, гражданского и церковного права, философии Аристотеля и Платона, медицины Галена и Гиппократа, математики, арифметики, геометрии, астрономии, диалектики, риторики, древнегреческого и древнееврейского языков. Изучение гражданского и церковного права в течение долгого времени являлось необходимым условием для достижения высоких должностей в церкви и государстве. Система, сложившаяся в английских университетах, опиралась на среднюю классическую, или “грамматическую”, школу, которая к XVI в. переживает расцвет. Гуманистические принципы обучения и воспитания, настойчиво пропагандировавшиеся Дж. Колетом и У. Лили получают широкое распространение в английских школах второй половины XVI в.

К концу XVI в. в Кембридже и Оксфорде увеличилось число колледжей, были открыты медицинский и юридический факультеты, обучение приобретало светский характер. Студентами все чаще становились дворяне и дети горожан. Преподавание в XVI в. велось на латинском языке. Самым распространенным школьным учебником была латинская грамматика У. Лили. Наряду с произведениями древних авторов большую роль в школьном обучении приобретают сочинения гуманистов — Эразма, Вивеса, Мандзолли. В некоторых школах Англии (Итон, Гарроу, Вестминстер, Шрюсбери) изучался и греческий язык. Распространение идей гуманизма способствовало изменению системы воспитания от “теологической”, целью которой была подготовка священников и ученых богословов, к светской “риторической”, воспитанию образованного джентльмена, способного к государственной службе.

Пересматривались традиционные средневековые представления о мироздании. После выхода в свет в 1543 г. сочинения Николая Коперника “О вращении небесных сфер” гипотеза о движении Земли вокруг Солнца, быстро распространяясь по Европе, достигла и Англии. Убежденными приверженцами учения Коперника в Англии были Роберт Рикорд, автор известного в свое время трактата “Храм познания” (1556г.), Джон Филд, Уильям Гилберт и другие английские ученые, внесшие значительный вклад в развитие науки. Уильям Гилберт в 1600 г. опубликовал ценное исследование о магнитных телах и земном магнетизме — одну из важнейших книг столетия по физике. Однако носителями научного прогресса в елизаветинской Англии были немногие энтузиасты. Большинство по-прежнему придерживались консервативных представлений о мироздании, основанных на системе Птолемея и прочно вошедших в повседневную жизнь, философию и литературу. Это отчетливо прослеживается в творчестве крупнейших писателей — Марло, Шекспира и др. Значительный авторитет продолжали сохранять астрология и алхимия. Вторая половина XVI в. отмечена достижениями в области географии. Издаются знаменитые географические атласы Англии и Уэльса, выходят в свет “Британия” Уильяма Кэмдена (1586 г.) и трактат “Основные плавания английской нации” Ричарда Хаклюйта Младшего (1589 г.), встретившие одобрение и широкий интерес среди образованных горожан и неоднократно переиздававшиеся в царствование Елизаветы. Кэмден и Хаклюйт не были географами в строгом смысле. Кэмден был скорее антикваром и историком, а Хаклюйта интересовало развитие торговли, расширение рынков, освоение новых территорий в интересах английской промышленности. Однако исследовательский пафос и строго документальный подход к историко-географическим проблемам в сочинениях Кэмдена и Хаклюйта свидетельствовали, что Англия выходила в первые ряды географически образованных наций. Социально-экономические сдвиги, развитие раннекапиталистических отношений со всей остротой ставили перед буржуазией и новым дворянством вопрос о колониях. И именно Ричарду Хаклюйту суждено было стать одним из ранних идеологов английской колониальной экспансии.

Позднее Возрождение в Англии дало миру ряд выдающихся научных достижений. Т. Хэрриот, явился одним из создателей учения об алгебраических формулах; он предвосхитил открытия Декарта в области аналитической геометрии, правильно объяснил происхождение цветов радуги, в 1610 г. наблюдал с помощью телескопа солнечные пятна. Шотландец Д. Нэпир в 1614 г. открытием логарифмов упростил вычисления. Врач У. Гарвей в 20-х годах, открыв систему кровообращения, превратил физиологию в науку. В конце XVI — начале XVII в. наивысшего расцвета достигает литература. Издаются сборники сонетов, лирические и эпические поэмы, приключенческие и плутовские романы, повести из ремесленного быта. Самые их названия — “Англия Альбиона”, “Британская Троя”, “Британские пасторали” — говорят о росте национального самосознания англичан, об интересе к родной истории и географии. Большой высоты достигает светская поэзия на английском языке в творениях Ф. Сиднея, Т. Кэмпион У. Рэли и др. В 80—90-х годах XVI в. Англия переживает расцвет поэтического творчества: тысячи сонетов, поэтических сборников, поэм отличаются богатством идейного содержания, разнообразием и совершенств” художественных форм. Э. Спенсер, мастер стиха, прославлявший прекрасного человека, способного на жертвы во имя высоких духовных идеале в поэме “Королева фей” воспевает идеального монарха в традициях европейской ренессансной этики. Английская проза усваивает новые стилистические и повествовательные приемы, шедшие с континента, прежде все из Италии. Она представлена именами Дж. Лили (очень популярен 6ыл его роман “Эвфуэс”), Ф. Сиднея, автора пасторального романа “Аркадия” Р. Грина, создавшего натуралистические картины лондонского “дна” в серии памфлетов о мошенниках. Нашумевший “Злосчастный путешественник” Т. Нэша положил начало английскому плутовскому роман Т. Делони стал первым бытописателем ремесленной городской среды. Сатирическая проза высмеивает пороки различных групп общества.

Английское изобразительное искусство в XVI в. в целом переживает упадок, наметившийся еще в конце XV в. Реформация, лишив художников крупных церковных и монастырских заказов, усилила этот процесс. В XVI — XVII вв. ведущую роль играют не местные, а приезжие мастера, среди которых были такие выдающиеся художники, как Г. Гольбейн Младший, а в XVII в.— А. Ван Дейк. Главной линией развития живописи в Англии стало искусство нового ренессансного жанра — портрета. Восторжествовало, однако, холодное, условное мастерство парадного придворного портрета, прославлявшее короля и знать. Наибольших достижений английские художники добились в портретной миниатюре, истоками которой стали традиции книжной миниатюры и творчество Г. Гольбейна. Н. Хиллиард (ок. 1547—1619), живописец и ювелир, придворный художник Елизаветы и Якова I, дал не только образцы тонких индивидуальных характеристик своих моделей, но и попытался теоретически осмыслить специфику искусства миниатюры. Высоким мастерством отличались работы А. Оливера (ок. 1556—1617). С необычной для миниатюры энергией создавал портреты Кромвеля и других деятелей Английской революции С. Купер (1609—1672), творчество которого противостояло шаблонам придворного портрета. Его воздействие сказалось на новом типе парадного аристократического портрета XVII в., окончательно сложившемся в английский период творчества Ван Дейка. Народное творчество претерпело в XVI — XVII вв. мало изменений. В традиционных и очень ценимых в народе гончарных изделиях, покрытых глазурью, по-прежнему широко использовали изображения зооморфных и растительных форм, в том числе фантастических. Народные вкусы ярко проявились в искусстве лубка, популярных гравюрах на меди. Его расцвет, как и максимальная насыщенность антифеодальными и антицерковными мотивами, связан с периодом Английской буржуазной революции.
Источник:http://www.library.by



Написать нам Гостевая МонархиЗнаменитостиЛитератураКультураПолезные ссылки